Специалисты АО «Институт «Стройпроект» (входит в АО «ГК Нацпроектстрой») – об особенностях проектирования мостовых конструкций, преодолении сложностей при освоении продуктов линейки nanoCAD, а также об опыте адаптации программы nanoCAD BIM Конструкции под потребности предприятия.
ЗаказчикАО «Институт «Стройпроект» – одна из крупнейших российских компаний с более чем 30-летним опытом проектирования транспортной инфраструктуры. Основная сфера деятельности – проектирование автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, аэропортов. В портфеле компании крупнейшие инфраструктурные объекты, которые становятся настоящими визитными карточками многих городов России:
- скоростные автодороги М-12 «Восток», М-11 «Нева», М-7 «Волга», М-4 «Дон»;
- развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;
- высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург;
- центральный мост в Новосибирске;
- вантовый мост через Оку в Муроме;
- аэропортовые комплексы в Брянске, Левашово, Краснодаре и многие другие.
ЗадачиОдним из ключевых направлений деятельности института «Стройпроект» является проектирование мостовых сооружений, поэтому проектировщики регулярно сталкиваются с рядом особенностей, имеющих отношение именно к проектированию мостов, и решают соответствующие задачи:
- проектирование ведется «сверху вниз». Основа проекта – ось. Это главное из исходных данных, от которого зависят мостовое полотно, пролетное строение и остальные конструкции. Любое изменение оси приводит к полному изменению этих конструкций;
- в мостовых конструкциях мало ортогонального и простого. Такие конструкции – сложная геометрия, где зачастую всё расположено под углами, на радиусе и практически нет ничего прямоугольного. Поэтому при выводе чертежей может быть недостаточно обычной проекции. Если мост находится на кривой, необходима развертка, которая будет это показывать. Нужен дополнительный инструмент для вывода чертежей;
- проектировщики транспортной инфраструктуры обычно работают с протяженными объектами в больших координатах. Продукт, в котором разрабатывается модель, должен уметь работать с этими большими координатами.
До перехода на российские технологии проектирования и информационного моделирования институт использовал две системы от иностранных вендоров: одну для разработки 2D-документации, вторую для 3D-моделирования. Санкционные ограничения 2016 и 2022 годов подвигли проектировщиков к освоению, причем в минимальные сроки, отечественной Платформы nanoCAD.
САПР необходима институту для 2D-проектирования мостовых конструкций, формирования спецификаций и ведомостей, оформления чертежей. И, конечно, для разработки информационных 3D-моделей конструкций с последующим получением проектной документации.
Институт «Стройпроект» уже много лет активно развивает направление ТИМ. Этот процесс стартовал задолго до появления Постановлений Правительства № 331 от 5 марта 2021 года и № 614 от 17 мая 2024 года, обязавших вести информационную модель. Первая такая модель была здесь выполнена еще в 2016-м силами специально созданной для реализации BIM-задач дочерней компании «С-ИНФО», которая также участвовала в разработке первых нормативных документов, регулирующих требования к разработке ИМ-объектов транспортной инфраструктуры.
Сегодня, когда действуют Постановления № 331 и 614, предписывающие обязательное применение ТИМ, стала очевидной своевременность выбранного курса, который не только подтверждается актуальными нормами, но и поддержан высоким спросом со стороны заказчиков, оценивших эффективность и точность цифровых решений.
Продукты «Нанософт»Платформа nanoCAD – для разработки 2D-документации.
nanoCAD BIM Конструкции (с 23 октября 2024 года продукт поставляется как
nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)) – для 3D-моделирования.
Партнер «Нанософт» по внедрению:«Ромбит» – премьер-партнёр, фокус-партнер по направлениям «Инженерия», «Конструкции».
Почему nanoCAD стал оптимальным выборомВ качестве возможной замены зарубежных решений специалисты института рассмотрели несколько программ для работы с 2D-информацией, каждая из которых имела свои плюсы и минусы. В итоге была выбрана
Платформа nanoCAD. Причин тому несколько:
- поддержка работы с объемными файлами, которую не предоставляли другие САПР;
- удобная работа с таблицами;
- скорость и корректность печати сложных чертежей.
Также учитывалась простота адаптации и настройки – в частности, удобство формирования пакета установки с общими настройками.
Ключевую роль при выборе ТИМ сыграли наличие базовых инструментов моделирования и возможность работать с конструкциями в реальных (больших), а не в локальных координатах.
nanoCAD BIM Строительство с этим успешно справляется, а также обладает дополнительными преимуществами. Одно из них – знакомый пользовательский интерфейс Платформы nanoCAD, которая к тому времени уже была внедрена в институте. Другое преимущество – работа со знакомыми форматами файлов: *.dwg, привычным по работе с 2D-документацией, и IFC, необходимым для передачи модели из nanoCAD в ПО «S-Info» – специальную отечественную разработку, предназначенную для сборки сводной информационной модели линейных объектов и не имеющую аналогов на российском рынке.